Узнайте больше
Узнайте больше

Эксперты обсудили механизмы оценки эффективности закупок

17 Декабря 2015

Эффективность закупок нужно оценивать исходя из прогнозной и фактической стоимости решения поставленной задачи. К такому выводу пришли участники круглого стола «Оценка эффективности закупок», который прошёл 17 декабря на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ. В круглом столе приняли участие представители крупнейших компаний-заказчиков, общественных организаций, институтов развития и экспертного сообщества. По итогам обсуждения планируется подготовить методические рекомендации по оценке эффективности закупок.

Прогнозная стоимость складывается из стоимости, рассчитанной инициатором закупки, в том числе с учётом совокупной стоимости владения закупаемой продукцией на жизненном цикле и затрат на организацию и проведение закупки.

Оценка эффективности закупки, по мнению участников круглого стола, может различаться в зависимости от направленности и предмета закупки, а также от структуры рынка. При этом внутренняя конкуренция предложений повышает эффективность закупок, подчёркивают эксперты.

В фактическую стоимость закупки участники круглого стола предложили включать затраты на её подготовку и проведение, на выполнение договора, заключённого в ходе закупки, а также затраты, связанные с применением результата закупки. Если задача не будет решена в установленный срок с установленным качеством из-за недостатков закупки, то такую закупку следует считать неэффективной.

Методические рекомендации по оценке эффективности закупок, которые будут разработаны с участием контролирующих органов, в частности, Росфиннадзора, планируется затем направить в компании с государственным участием для разработки локальных нормативных актов. При этом начать предложено с пилотных компаний, в которых разработку документов по оценке эффективности закупок будет курировать Экспертный совет при Правительстве.

Предполагается, что на основе подготовленных компаниями документов профильные федеральные органы власти подготовят методические указания, которые затем через Росимущество направят в компании.

Очень важна возможность перейти к формированию единой позиции. Ожидаю, что работа будет продолжена в заочном режиме, и мы вместе с коллегами сможем донести до Правительства мнение бизнеса», — отметил советник генерального директора по инновационному развитию ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» Андрей Полозов-Яблонский.

Разработка методики оценки эффективности для разных компаний — задача очень сложная, при её решении необходимо учитывать специфику каждой из компаний, подчеркнула в свою очередь заведующая отделом закупок Института прикладной физики РАН Галина Смирнова.

Повышение эффективности и прозрачности деятельности компаний с государственным участием является одним из главных приоритетов Открытого правительства наряду с повышением открытости госзакупок. Большое внимание уделяется в этой связи совершенствованию закупочной деятельности госкомпаний, которая регулируется 223-ФЗ. Закупки госкомпаний и госкорпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков.

Экспертный совет при Правительстве РФ ведёт работу с крупнейшими госкомпаниями по совершенствованию их системы закупок. Успешным «пилотом» в этой области является сотрудничество с РЖД. Совершенствование закупочной деятельности компании предусмотрено планом взаимодействия, который 30 октября подписали министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и глава РЖД Олег Белозёров.

Экспертный совет при Правительстве по поручению Премьер-министра Дмитрия Медведева также участвует в информационном и методологическом сопровождении внедрения контрактной системы в сфере госзакупок, которая была запущена 1 января 2014 года. Закон о контрактной системе направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, сокращение коррупционных рисков, повышение прозрачности закупок и эффективности общественного контроля.


Все события