Все теги
IT «пакет Яровой» Александр Починок антикоррупция безопасность бизнес бюджет для граждан Владимир Путин госкомпании государственные услуги дети Дмитрий Медведев ДПР ЖКХ здравоохранение инновации Интернет информационные технологии качество жизни Кемеровская область Кировская область ККУ КНД КНФ международный опыт Министерство промышленности и торговли Министерство финансов Министерство энергетики Минкомсвязи Михаил Абызов мобильные технологии Москва НКО НПА образование общественные советы окружающая среда опасное вождение Открытое министерство Открытое правительство открытость и понятность власти открытые данные Открытый регион ПДД ПМЭФ-2016 Правительственная комиссия реформа госконтроля РЖД риск-ориентированный подход РОИ Российская общественная инициатива Санкт-Петербург Совет по открытым данным Совет по стратегическому развитию советы потребителей социальные услуги Сочи-2016 стандарт открытости строительство США телемедицина транспорт ТЦА Тюменская область умный город ФАС финансы ФОИВ хакатон цифровая экономика экология Экспертный совет электронное здравоохранение электронное образование электронное правительство
Узнайте больше
Узнайте больше

Система закупок РЖД: рекомендации по улучшению

26 Февраля 2016

Экспертный совет при Правительстве РФ совместно с компанией РЖД к 15 марта должны подготовить план работы по совершенствованию системы закупок госмонополии. Такое поручение дал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Он также дал ряд рекомендаций по доработке Положения о закупках РЖД, которое должно стать одним из важнейших элементов этой системы.

Система закупочной деятельности включает в себя несколько важнейших составляющих. Это Положение о закупках, внутренние регламенты, административные и бизнес-регламенты, которые, в свою очередь, связывают само Положение с порядком деятельности компании. И наконец, это показатели эффективности закупочной деятельности. Сегодня новому менеджменту компании необходимо посмотреть, каким образом применить лучшие практики, которые у нас есть, и зафиксировать их соответствующими корпоративными нормативно-правовыми актами», — говорит Михаил Абызов.

При работе над Положением о закупках РЖД совместно с Экспертным советом при Правительстве рекомендуется, в частности, проанализировать данные о возможном завышении цен относительно среднерыночных по договорам и организовать работу по их снижению без ущерба для качества продукции. По итогам предварительного экспресс-анализа Экспертного совета выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев цены договоров при закупках компании выше среднерыночных на 20–30%, а в одном случае завышение достигало 99%.

Кроме того, в Положении рекомендуется увязать размер вознаграждения сотрудников РЖД и показатели их эффективности с качеством исполнения обязательств по договорам, а также выстроить систему подготовки и повышения квалификации персонала, отвечающего за закупки. По данным опроса, проведённого Экспертным советом, примерно треть поставщиков компании сталкивались с такими трудностями, как задержка оплаты, несвоевременное предоставление документов со стороны РЖД, затягивание сроков приёмки продукции.

Кроме того, более чем у половины поставщиков, по данным анкетирования, возникают сложности с определением документов, которые надо подавать в составе заявки, примерно столько же поставщиков сталкивались с отклонением заявок. Михаил Абызов рекомендовал проанализировать причины столь высокой доли отклонений и усилить работу с поставщиками для повышения качества их заявок. Особенно важна такая просветительская и консультативная работа при взаимодействии с субъектами малого и среднего бизнеса в условиях взятого курса на увеличение их доли в закупках.

У нас есть квота по закупкам у малого и среднего бизнеса, но квалификация у них может быть немного другая. Положение пишется сложно, для профессионалов. Если мы хотим развивать рынок, то для малого и среднего бизнеса нужны простые пояснительные материалы, чтобы им было легче войти в эту систему, а затем уже повышать свою квалификацию. Иначе может получиться, что продукция у компании хорошая, а заявка оформлена неправильно, и она не проходит», — уточняет Михаил Абызов.

Кроме этого, РЖД совместно с экспертами рекомендовано обеспечить повышение обоснованности, понятности и прозрачности применения требований к участникам закупочных процедур и предоставляемым документам, а также предусмотреть возможность административного обжалования действий и бездействия заказчика.

Позволит облегчить участие в закупках поставщикам и возможность однократной подачи документов в электронном виде — это избавит их от необходимости повторно предоставлять бумаги в будущем. Такая возможность уже существует у поставщиков Росатома — для них создана система личных кабинетов. Кроме того, у Росатома имеется опыт распределения заказа при выборе нескольких победителей — к нему РЖД также рекомендуется присмотреться.

По мнению Михаила Абызова, госкорпорация в целом может служить позитивным примером для других компаний в части организации закупочной деятельности. Об этом свидетельствуют и объёмы экономии, которых удалось достигнуть Росатому в 2013–2014 годах за счёт реализации Стандарта закупочной деятельности, — 97 млрд рублей. Ознакомиться с опытом Росатома в сфере закупок предлагается на совместном семинаре.

РЖД, помимо прочего, следует провести работу по уменьшению доли закупок у единственного поставщика и по повышению уровня конкуренции среди поставщиков — производителей продукции. В Экспертном совете при Правительстве считают, что конкурентность закупочных процедур в РЖД неплохая, однако резервы для развития остаются значительными. Так, в прошлом году среднее количество заявок на одну позицию в рамках 223-ФЗ составило 1,49–1,79, а у РЖД этот показатель был на уровне 2,1.

Среди рекомендаций, которые предлагается учесть при работе над Положением о закупках РЖД, — категорирование закупок, определение единых подходов при выборе способов закупки с учётом сроков, объёмов и других характеристик.

Система закупочной деятельности РЖД должна стать примером для других компаний с государственным участием, считает Михаил Абызов.

Сегодня перед государственными компаниями, в том числе перед РЖД, стоят серьёзные вызовы и проблемы, связанные с экономической ситуацией и оптимизацией закупок. Наиболее важные вопросы в этой связи — сокращение затрат и транспарентность закупок, которая обеспечит условия честной конкуренции и даст серьёзный стимул к повышению качества предложения и экономической активности. Это принципиальным образом влияет на бизнес-климат и развитие инвестиций. С учётом значимости государственного сектора экономики этот квалифицированный, качественный спрос крайне важен. Ещё один аспект — стимулирование спроса со стороны государственного сектора у предприятий малого и среднего бизнеса и бизнеса инновационного», — подчёркивает министр.


Все события