Все теги
IT «пакет Яровой» Александр Починок антикоррупция безопасность бизнес бюджет для граждан Владимир Путин госкомпании государственные услуги дети Дмитрий Медведев ДПР ЖКХ здравоохранение инновации Интернет информационные технологии качество жизни Кемеровская область Кировская область ККУ КНД КНФ международный опыт Министерство промышленности и торговли Министерство финансов Министерство энергетики Минкомсвязи Михаил Абызов мобильные технологии Москва НКО НПА образование общественные советы окружающая среда опасное вождение Открытое министерство Открытое правительство открытость и понятность власти открытые данные Открытый регион ПДД ПМЭФ-2016 Правительственная комиссия реформа госконтроля РЖД риск-ориентированный подход РОИ Российская общественная инициатива Санкт-Петербург Совет по открытым данным Совет по стратегическому развитию советы потребителей социальные услуги Сочи-2016 стандарт открытости строительство США телемедицина транспорт ТЦА Тюменская область умный город ФАС финансы ФОИВ хакатон цифровая экономика экология Экспертный совет электронное здравоохранение электронное образование электронное правительство
Узнайте больше
Узнайте больше

Конкуренция в сфере госзакупок: проблемы и пути их решения

23 Марта 2016

Закупочные процедуры в госсекторе за последнее время не стали более конкурентными и прозрачными. Более того, ситуация в ряде случаев даже ухудшилась: растёт число закупок у единственного поставщика, а заказчики всё чаще обходят конкурентные процедуры, закупая продукцию через ГУПы и МУПы, которые подпадают под более лояльный 223-ФЗ. К таким выводам пришли участники пленарной сессии форума «Госзаказ-2016», которая состоялась 23 марта.

Мы вынуждены констатировать, что конкуренция в области госзакупок не увеличивается. За год у нас фактически произошло снижение уровня конкуренции. То есть, если в прошлом году у нас закупки у единственного поставщика составляли порядка 18%, то за год они увеличились до 21%», — сказал замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.

Эту проблему министерство обозначило ранее на совещании у главы Правительства и предложило провести инвентаризацию ранее принятых решений, в соответствии с которыми были определены единственные поставщики в ходе неконкурсных процедур.

Институт единственных поставщиков первоначально формировался применительно к естественным монополиям, которые работают на неконкурентном рынке, напомнил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Но теперь единственные поставщики, по его словам, стали захватывать власть на конкурентных рынках, в частности, на рынках топлива и лёгкой промышленности.

Огромные государственные ресурсы сегодня уходят мимо конкурентных процедур. Сейчас мы поднимаем вопрос о том, что нужно проводить инвентаризацию и процентов 80 этих единственных поставщиков вводить обратно в конкурентное поле», — сказал он.

Он подчеркнул, что создание барьеров для участия в госзакупках особенно недопустимо в условиях взятого курса на импортозамещение.

С тем, что количество конкурентных процедур в госзакупках существенно снизилось, согласен и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Он привёл данные, согласно которым в закупках на сумму свыше 500 млн рублей среднее количество участников за 2015 год составило всего 1,3, а снижение стартовой стоимости составляет лишь 1,5–3,5%.

Конкуренции и участников нет. Это можно проиллюстрировать одной фразой — "чужие здесь не ходят". По сути дела, мы сегодня столкнулись с тем, что основные рынки надёжно закреплены за устоявшимися поставщиками. Новых поставщиков у нас не появляется, барьер входа на эти рынки для новых предприятий крайне высок. За последние 3 года динамика нам показывает, что на сегодняшний день мы имеем драматическое ухудшение качества закупок как в государственном секторе, так и в окологосударственном», — констатировал министр.

Однако такая ситуация не означает, что от контрактной системы и 44-ФЗ, вступившего в силу чуть более двух лет назад, нужно отказаться и срочно менять законодательство, считает Михаил Абызов. Существующая система, по его словам, даёт возможности для масштабного применения прозрачных конкурентных процедур, но эти возможности пока недостаточно востребованы. Проводятся общественные обсуждения крупных госзакупок, сумма которых составляет свыше 1 млрд рублей. Общий объём закупок, прошедших такое обсуждение, в прошлом году составил более 1 трлн рублей, но лишь по закупкам с совокупной стоимостью около 30 млрд рублей по итогам обсуждений были внесены изменения в документацию, причём в основном они носили технический характер.

Многие крупные закупки свыше 1 млрд рублей заказчиками просто не представляются для общественного обсуждения в нарушение соответствующего решения Правительства, никаких мер дисциплинарного характера при этом не принимается. Но если мы не будем этот механизм использовать, то и общественный контроль у нас не сформируется», — сказал министр.

Применение процедур общественного контроля за госзакупками, по его словам, осложняет и то, что информация о закупках представляется в сложном и непонятном виде, разобраться в ней порой могут только чиновники, а общественным контролёрам сделать это достаточно сложно.

Участие общественных структур и организаций в мониторинге закупок в части референтных цен сразу охладит желание заказчика завышать цену, считает заместитель начальника контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский. Когда будет «белый» список поставщиков и заказчиков, тогда «чёрный» будет сокращаться, уверен он.

Система госзакупок в полном объёме пока ещё не заработала, на её полноценный запуск необходимо ещё некоторое время, отметил Евгений Елин. Он подчеркнул, что невозможно говорить о полностью функционирующей системе закупок без одного важного элемента — постконтроля. У закупки всегда есть результат, который выражается в её параметрах, цене, в объёмах закупаемой продукции и в её качестве, указал замминистра. Чтобы можно было осуществить такое сравнение, по его словам, необходимо в полном объёме запустить Единую информационную систему в сфере закупок и перевести всю информацию в машиночитаемый вид.

Для того чтобы повысить эффективность законодательства о закупках, нужно выстроить его правоприменение по-современному, считает губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он предложил разрешить проведение заседаний конкурсных комиссий в формате автоматизированной системы, в режиме онлайн.

Совершенствованию закупочной системы мешает плохо отлаженное межведомственное взаимодействие, согласились участники форума. Во многом это стало причиной того, что ни одно из четырёх поручений Президента, касающихся госзакупок, не было в полном объёме исполнено в срок — до 1 марта, отметила заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко. Многие ведомства относятся даже к самым высоким поручениям формально и не могут найти согласованное решение, согласился Михаил Абызов. В таких случаях нужно продлевать сроки поручений и добиваться их качественного исполнения, подчеркнул он.

Одной из главных проблем в сфере законодательства о закупках участники форума считают дисбаланс между 44-ФЗ и 223-ФЗ, который даёт заказчику большую свободу в действиях. Если речь идёт о бюджетных средствах, то такие процедуры должны регулироваться 44-ФЗ, уверены в Минэкономразвития и ФАС.

Закон 223-ФЗ, регламентирующий закупки госкомпаний, также нуждается в совершенствовании. Это уже предусмотрено соответствующим поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова, напомнил Михаил Абызов.

Система должна быть единой, и правила игры для всех участников должны быть одинаковыми, полагает аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров. Он отметил, что доверие к зоне действия 44-ФЗ сейчас значительно выше, чем к зоне действия 223-ФЗ. Экономия, достигаемая в ходе закупок по 44-ФЗ, по его словам, также значительно больше: 76% против 2% при закупках в рамках 223-ФЗ.

Никто не мешает Росатому, который работает одновременно и в рамках 44-ФЗ, и 223-ФЗ, демонстрировать феноменальные результаты по оптимизации закупочной деятельности, которые, с одной стороны, обеспечивают снижение стоимости от 10 до 25%, с другой — позволяют поддерживать рынок производителей. Вопрос не только в законодательстве, но и в компетентности и добросовестности соответствующих сотрудников», — полагает Михаил Абызов.

В этом году, по его мнению, необходимо вернуться к вопросу возможной централизации закупочной деятельности на уровне федерального правительства в отдельном ведомстве. Министр напомнил, что этот вопрос уже обсуждался в 2012 году. Существующая распределённая система с огромной закупочной бюрократией на сегодняшний день показывает свою неэффективность, полагает он.


Все события