Узнайте больше
Узнайте больше

Основные вопросы

В чем главные отличия закона N 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»?

Большая часть положений Закона № 44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 г., отдельные положения - в более поздние сроки. Полностью данный Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

По сравнению с № ФЗ 94 изменятся как правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом N 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.

Многие положения Закона N 44-ФЗ могут быть применены только после утверждения необходимых подзаконных актов, большую часть которых потребуется утвердить Правительству РФ.


Что изменится при планировании госзакупок?

План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов и утверждаться в течение 10 рабочих дней;

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики, где будут указывать следующие сведения в отношении каждой закупки:

- определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

- способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

- размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.


Нормирование госзакупок

Законом установлено, что товары, работы и услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не должны иметь избыточных потребительских свойств и являться предметами роскоши.


Как будет проходить общественное обсуждение закупок?

установит случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Такое обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе, а заканчиваться не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи. Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения обсуждения будет запрещено.

Нормы об обязательном общественном обсуждении закупок вступают в силу с 1 января 2016 г. В переходный период будет действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.

Закон предусматривает возможность внесения изменений в планы закупок, документацию о закупках, а также отмены закупок по результатам обязательного общественного обсуждения.


Как будет работать Единая информационная система (ЕИС)?

Предусмотрено создание ЕИС, содержащей данные обо всех этапах госзакупок, начиная с планирования. Единая информационная система будет, с одной стороны, инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, с другой - инструментом контроля за взаимным соответствием сведений в различных документах (например, соответствием информации в плане-графике и в плане закупок).

Информация будет общедоступна на официальном сайте единой информационной системы. Сейчас на сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно размещаются сведения о размещении заказа и заключении госконтракта, но не о ходе его исполнения.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы, однако они должны быть интегрированы с единой информационной системой. Право создавать отдельную систему, интегрированную с единой, предоставлено и госкорпорации «Росатом».

Большинство норм о единой информационной системе вступает в силу с 1 января 2014 г., однако есть исключения (см. большую справку).


Какие требования выдвигаются к процедуре заключения и содержанию контрактов на закупку?

По сравнению с ФЗ 94 изменены следующие требования к участникам закупок:

1) Кроме отсутствия недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, что было и в ФЗ 94, появилась норма, по которой участник-юрлицо должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Установление данного требования теперь будет не правом, а обязанностью заказчика;

2) Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев, когда контракт заключается на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма).

3)отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).

Если участник закупки или победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не соответствует этим требованиям. Такое же последствие наступает, если выяснится, что участник закупки предоставил недостоверную информацию.